Меню сайта


Изображение


Изображение

Главная » 2009 » Сентябрь » 26 » Музыкотерапия и социально-культурный контекст
Музыкотерапия и социально-культурный контекст
09:26
Социально-экономическое развитие российского государства и общества неизбежно ведет к  значительной дифференциации потребностей людей, и соответственно появлению новых видов деятельности. Одним из таких направлений является музыкотерапия, опыт использования которой в России пока невелик, но является весьма перспективным, как  в рамках практической психологии и психотерапии, так и в социально-культурной деятельности.      Музыкотерапия - одно из современных направлений психотерапии и практической психологии. В основе данного метода - музыка - как феномен творческой деятельности, как  своеобразное языковое явление,  как символическое выражение духовных и социально-психологических тенденций своего времени.
     Всемирная Федерация музыкальной терапии определяет музыкотерапию следующим образом.
     Музыкотерапия - это использование музыки и элементов музыки (звука ритма, мелодии, и гармонии) квалифицированными музыкальными терапевтами в работе с клиентами или группами, в процессе,  побуждающим общение, обучение, самовыражение с целью удовлетворения физических, эмоциональных, духовных, социальных и познавательных потребностей. Музыкотерапия направлена на развитие возможностей человека, достижения им лучшего качества жизни посредством профилактики, реабилитации или лечения. (12).
     Первые упоминания о музыкотерапии как об особой профессии произошло в США в 1948 году в  сборнике статей "Музыка и медицина". Авторы сборника эссе на данную тему Дороти Шульман и Макс Шоен писали о том, что в трагические годы второй мировой войны  произошло развитие музыкотерапии как в военных госпиталях, так  и на предприятиях. Курс "Музыкотерапия" был открыт в Мичиганском государственном университете в 1944 году, а также в Канзаском государственном университете в 1946 году. В 1950 году основана Национальная Ассоциация  музыкотерапии.
     В тоже время развитие экспериментальной работы в использовании музыки как терапевтического средства происходит и в Великобритании. В анонимной статье "Пионеры музыкотерапии" упоминается об исследованиях,  проведенных в конце 40-х.   Доктор Сидней Митчел в больнице Уормингхэм Парк организовал оркестр из пациентов, включая тех, кто играл на струнных инструментах, перкуссионистов.  Главной целью данного оркестра было исцеление, а не совершенствование художественного мастерства. Митчел также исследовал влияние музыки на пациентов. Не смотря на то, что он обнаружил, что классическая музыка, по-видимому, дает чувство безопасности, наиболее эффективным средством, гармонизирующим группу являются народная и традиционная музыка.
      В конце 50-х  музыканты, педагоги, врачи и терапевты начали встречаться и создавать общество Музыкальной терапии и возрождающей музыки. Так возник первый обучающий курс, который был открыт в Школе Музыки и Драмы в Гилхолле в 1960 году под руководством Джульет Алвин. 
     До 1982 года музыкотерапия не признавалась Национальной службой здоровья как  эффективное терапевтическое направление и процесс признания не был легким. Музыкотерапевты должны были  продемонстрировать, что они располагают  серьезной формой терапии, более специализированной, чем, например, использование  музыки в качестве рекреационного средства, как это было на протяжении многих лет. Решающим моментом для официального признания стала необходимость показать, что музыкотерапевтический процесс имеет определенную терапевтическую цель, которая поддерживает цели основного русла медицины,  и последним определялись специфические  умения и знания, которые музыкотерапевт мог прибрести в ходе обучения. Недостаточно было быть только музыкантом, интуитивно использующим музыкальные навыки в работе с больными людьми. Необходимо было формулировать терапевтическую цель, объективные средства ее описания и метод, при помощи которого можно было бы обучить достаточным навыкам для достижения поставленной цели. Необходимо было доказать выживаемость музыкотерапии как особой дисциплины в процессе дальнейшей детализации своих методов и целей. 
     В мировой практике музыкотерапии можно выделить два направления:
- использование музыки как восстанавливающего и исцеляющего феномена;
- использование музыки как средства общения, самовыражения внутри терапевтического пространства.
      Некоторые формы музыкотерапии используют  физические свойства музыки в лечении и реабилитации. В данном случае,  особенности взаимоотношений между клиентом и терапевтом не являются главными в процессе терапии. К таким формам относится                                               
виброакустическая терапия.
     Вибрация звуков или отдельных тонов использовались на протяжении веков в  рамках  различных культур и цивилизаций как средство лечения, избавления от боли и психосоматических расстройств. Современные версии  терапии, использующей физиологические эффекты воздействия вибраций на организм, получили развитие, в частности, в Скандинавии и Германии начиная с 60-х годов. В Норвегии данное направление первоначально называлось "музыкальное купание", а позже, как виброакустическая терапия.
    "Музыкальное купание" пытается создать ощущение, что тело купается в вибрациях и звуках. Оборудование состоит из кровати или кресла,  оснащенного  акустическими колонками различной мощности. Каждая связана с несколькими звуковоспроизводящими устройствами. Процесс виброакустической терапии предполагает лежание клиента на кровати таким образом, чтобы звук распространялся  непосредственно на тело клиента. Данный вид терапии используется в лечении ДЦП, астмы, менструальных болей, бессонницы, спортивных травм.
      Еще одним направлением музыкотерапии является использование звукозаписи во вспомогательной  терапии и лечении физических болезней.
   В США методы музыкальной терапии получили развитие там, где   прослушивание пациентами музыкальных записей   применялось для избавления их от боли, снижения стресса, тревоги.  В результате воздействия музыки такие пациенты нуждались уже в меньшем количестве медикаментозных средств. Одна процедура включает прослушивание пациентом музыки на высококлассной аппаратуре в момент лечения или сразу же после него. Пациент имеет возможность увеличивать или уменьшать громкость звучания, а также выключать и включать музыку. Этот вид музыкотерапии может быть полезен в самых разных направлениях медицины, включая хирургию, где она применяется перед операцией для снижения тревожных состояний пациента,  для больных с почечной недостаточностью,  во время проведения процедуры гемодиализа,   во время родов; в лечении онкологических больных, для снижения боли и усиления анальгетического эффекта медикаментозных средств;  а также в уходе за новорожденными.
   Особое место занимает   использование музыки как средства общения и самовыражения в рамках терапевтического пространства.
    Данное направление музыкотерапии широко распространено в мировой практике. Однако существует множество способов реализации этого подхода, в зависимости от таких факторов. как количество  клиентов, целей терапии, а также теоретической базы. Можно выделить три модели терапии.
1.Музыкотерапевтическое сообщество.
     Музыкотерапевтическое сообщество - это психосоциальное внедрение, которое направлено на организацию терапии в рамках сообщества, в котором клиент живет. Данный термин стал использоваться  недавно для описания работы предпринятой музыкотерапевтами с индивидуалами и малыми группами  непосредственно в рамках социально-культурной среды. В качестве примера можно  привести деятельность Общества Викторианских филантропов  по созданию музыкального сообщества в условиях больницы в форме организации хора, оркестра, концертных представлений. Хотя термин "музыкотерапевтическое сообщество" относительно новый, подобная работа постоянно развивается музыкотерапевтами и адресуется различным социально-культурным явлениям и индивидуальным нуждам.

2.Метод направленного воображения с помощью музыки.
     Этот глубинный психотерапевтический метод музыкотерапии был первоначально создан в 70-х годах Хелен Бонни, музыкотерапевтом,  проводившей свои исследования в одном из психотерапевтических центров США. Бонни обнаружила, что, когда субъект прослушивает терапевтическую музыкальную программу, включающую классическую музыку, не смотря на расслабленное состояние, у него возникают символические образы и сильные чувства, ведущие к значимым инсайтам в процессе психотерапии. Для каждой психотерапевтической сессии терапевт выбирает музыку на основе  опыта клиента. Терапия направленным воображением имеет стандартную процедуру, включающую предварительную беседу, релаксацию, фантазирование во время прослушивания музыки и интеграцию. После того, как музыка прозвучала, клиента побуждают поделиться впечатлениями с терапевтом. Рассказ клиента, как правило, записывается. Задача терапевта в максимальной степени настроиться на психологическое состояние клиента, внимательно слушать, вербально отражать впечатления клиента, тем самым, оказывая психологическую поддержку. Данный метод успешно применяется в самых различных группах, особенно в тех, где не ставится какая-либо специальная клиническая задача, а музыкотерапия применяется как средство самовыражения.  Данный метод требует специализации после получения квалификации музыкотерапевта.
 3.  Импровизационная музыкотерапия.
             В импровизационной музыкотерапии музыкальная импровизация используется как средство коммуникации между клиентом и терапевтом, с акцентом на оказание психотерапевтической поддержки. Практика музыкотерапии в Британии в основном базируется на использовании музыкальной импровизации. Американский  музыкотерапевт и исследователь Бруша описал множество моделей импровизационной терапии. Он предположил, что помимо базовой философии, относящейся к природе музыкотерапии и импровизации, существует и градация, связанная с различными  теоретическими корнями терапии. В Великобритании есть два приоритетных подхода, используемых в обучении и практике музыкотерапии в настоящий период. Один из них относит музыку к основному средству, при помощи которого происходит лечение, в то время как другой подход основывается на теории и практике  психодинамической терапии, где ведущим звеном являются отношения между клиентом и терапевтом как внутри так и вне музыки.
     Следует отметить, что импровизационная музыкотерапия является основным направлением в современной Великобритании и базируется на следующих положениях.
1. Музыка является универсальным посредником.
2. Музыка может быть определена как явление очень широко, она присутствует везде, где  звуки вокальные или инструментальные, а также механические, образуют мелодию, гармонию и ритм.
3. Психологические, неврологические и физиологические реакции на музыку могут иметь отношение к тем или иным заболеваниям или расстройствам здоровья.
4. Использование звука как выразительного средства, предвосхищает человеческую речь.
5. Процесс свободного звукоизвлечения при помощи музыкальных инструментов является невербальным средством общения и самовыражения.
6. Музыка может вызывать широкий спектр чувств и эмоций, независимо от того, импровизационная ли она или композиторская.
      По своему определению импровизационная музыкотерапия  отводит значительное место импровизации, которая пронизывает любое музыкальное исполнительство. Импровизация происходит, например, тогда, когда музыкант находит новый способ фразировки мелодии или новое ритмическое ударение, уже после того, как данное музыкальное произведение игралось им многократно.
      Многие современные направления западной музыки, такие как джаз и соул основаны на импровизации.
      Клиническая импровизация - это особая форма музыкальной импровизации, которая используется в контексте музыкотерапии. По определению Ассоциации  профессиональных музыкальных терапевтов, музыкальная импровизация есть импровизация с особым терапевтическим смыслом и целью, она происходит в пространстве, побуждающим к общению и взаимодействию. Как психотерапевт, так и клиент вовлечены в музыкальный процесс с использованием разнообразных музыкальных инструментов, специально отобранных музыкотерапевтом для того, чтобы клиент был способен извлекать звуки, не имея предварительных знаний и умений. К таким инструментам относятся перкуссионные инструменты, такие как ксилофон, барабаны всех типов, цимбалы, тамбурин, колокола и перкусионные инструменты различных этнических групп. Кроме того, это могут быть дудки, свистки, струнные инструменты, клавишные. Музыкотерапевт может использовать свой собственный инструмент (фортепиано, арфа, струнные) или присоединиться к клиенту. Цель клинической музыкотерпии в том, что звуки или музыкальные элементы становятся средством и фокусом коммуникации между клиентом  и музыкотерапевтом. Свободная форма импровизации ведет к установке доверительных отношений. Музыкотерапевт не готовится  заранее к исполнению определенной музыки. Вместо этого, музыкотерапевт пытается отвечать на музыкальную импровизацию клиента и таким образом возникает коммуникация.
    Итак, различие между импровизацией в музыкотерапевтическом процессе и импровизацией на музыкальной сцене в том, что  клиническая импровизация направлена на  развитие терапевтических отношений, в то время как сценическая импровизация преследует только артистические цели.
     В ходе клинической импровизации музыкотерапевт должен обращать внимание на следующие моменты:
- каким образом общается клиент посредством инструментов 
( особенности  проявлений его голоса, движений, мимики);
- остановился ли клиент, когда музыкотерапевт включился в игру;
- заметил ли клиент ответную реакцию терапевта;
- позволил ли клиент поддержать себя терапевтом;
- исполнял ли клиент музыкальный диалог или следовал за терапевтом.
     Эти и другие способы реагирования клиента в ходе музыкальной  импровизации не только показывают возможность установления с клиентом отношений, но и задают музыкальное направление, в котором музыклтерапия может быть успешна В ходе импровизации музыкотерапевт непрерывно анализирует течение музыкального диалога и принимает то или иное решение Отношения с клиентом реализуются посредством музыки и находятся в центре внимания музыкотерапевта, так как именно они информируют о течении  процесса терапии..
     В России музыкотерапия  в настоящий период находится на начальных стадиях своего развития. Известен ряд авторов, пытающихся  внести новое слово в понимание процесса целительного воздействие музыки на человека. К таким исследователям относится В.Элькин., врач и музыкант. Элькин является практикующим музыкотерапевтом. Им разработано теоретическое обоснование  авторского подхода в музыкотерапии (9). Одно из основных положений его теории является взаимосвязь между цветовыми и музыкальными предпочтениями людей. Элькин описывает Феномен Катарсиса, который на психологическом уровне, раскрывается как процесс потрясения музыкой. Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения. Катарсис способствует оживлению творческого подсознания, помогает гармонизовать человек, снять болезненные симптомы. Цветовыбор после достижения катарсиса становится гармоничным. Лик катарсиса - это счастливое лицо, наполненный светом творческого, счастливого огня взгляд. Это лицо счастливого человек, человека, в творчестве нашедшего свою самореализацию. Приобщение к шедеврам мелодики своего психологического уровня часто сопровождается (при сеансе с закрытыми глазами) появлением зрительных образов. Это эффект Чюрлениса, сотворчество, разговор подсознания с высшими духовными ценностями на одном уровне и на своем языке.
     Элькин замечает, что проявления катарсиса - во время сеанса импровизации, слушатель с закрытыми глазами видит иногда поразительные по яркости зрительные образы, трагически горестная маска сменяется сиянием глаз, человек испытывает творческое потрясение. Если сеанс проведен правильно, снимается тревожность.
      Выбор близких человеку произведений искусства, включение в творческую игру, самоидентификация с творцами шедевров - это нереализованная одаренность. Именно это, он бы нарисовал, написал, сыграл, если бы умел. Такое личностное приобщение к шедевру, может снять оковы отрицательных эмоций, освободить творческое подсознание человека, слившегося с миром искусства.
     На своих сеансах автор приобщает подсознание своих клиентов к высшим мировым ценностям, эмоции пациента реализованы в шедеврах великих музыкантов, которые испытывали подобные чувства.
     Элькин обращает внимание на то, что музыка, вызывающая катарсис может быть совершенно разной для разных клиентов. Он пишет о том, что "музыка своего уровня" волнует невротичного человека, вызывает потрясение или катарсис Такая музыка воспринимается с острой, особенной силой, вызывает наслаждение, освобождение, иногда счастливые слезы, возникновение ярчайших ощущений, образов, напоминающих проявления быстрого сна или творческого вдохновения.       
     В случае нарушения принципа индивидуальности, несоответствии психологического содержания музыки и слушателя, музыка вызывает тягостные ощущения, названные  феноменом  кессона.
        При восприятии музыки чуждого психологического уровня отмечаются следующие проявления кессона, идущие ступенями:
- безразличие, отсутствие интереса; 
- скука, оценки "примитивный", "наивный"
- иронически насмешливое восприятие (смеховой кессон);
- отрицание, негативизм;
- эмоциональные и вегетативные реакции (кашель, беспокойные движения и т.п.).
     Элькин использует термин Кессон   для представления о неприятии чуждого пациенту психологического уровня и его проявлений. 
       Кессонная болезнь - это состояние, которое возникает у водолаза, если его быстро поднимают из глубины: может выделиться азот в крови и погубить человека. Так же вреден переход на чуждый психологический уровень. Понятие кессон имеет универсальное значение в психологических взаимоотношениях.
      Если музыка не соответствует отрицаемому цвету, она может отрицаться и вызвать отрицательные образы - чудесная мелодия воспринимается как скучная, тягостная при этом возникают удивительные негативные образы. Элькин приводит некоторые примеры из своей практики. Музыка Моцарта - и вдруг образы: зима, два мужика пилят дрова и очень устали, Ленин и Крупская сидят у белого рояля, атомный взрыв, эмбрион в банк. 
      Женщина отрицает в тесте Люшера синий цвет и на исполнение мелодии, соответствующей тональности реагирует по законам кессона - она иронически смеется, увидев свинью на коньках в ответ на мелодию Грига.
     Молодой человек, отрицая синий цвет, на этой мелодии увидел пластмассовых людей с синими лицами, сидящими на снегу. 
      Феномен кессона позволяет снять старые проблемы, проработать болезненные проблемы. Цель музыкотерапевта - избежать КЕССОНА и добиться КАТАРСИСА.
     Подход В.Элькина к процессу музыкотерапии опирается, на психоаналитические представления, являющиеся основой теста Люшера. С точки зрения самой технологии воздействия  и уровня включенности клиента  в музыкотерапевтический процесс, подход Элькина имеет отношение к описанной выше терапии направленным воображением, которая по своей сути является рецептивной. В плане критики можно отметить следующее. Яркие музыкальные предпочтения, безусловно, так или иначе, связаны с цветовыми предпочтениями. Об этом писал и сам М.Люшер  : " Каждое направление музыкального стиля соответствует определенному эмоциональному поведению… 
     Страх перед пустотой, перед лишениями и скукой.. выражается в ходе ажитированности и музыкально находит наиболее сильное выражение в рок-н-ролле. 
     Страх перед раздражением, защита против возбуждающих стимулирующих аффектов часто с морализующей  тенденцией удовлетворяется стилистами музыки с успокаивающей выразительностью, как это особенно отчетливо звучит в церковных песнопениях.. В классике это преимущественно композиции, исполняемые в темпе, лежащем между "ларго" и "адажио".
     Страхи перед стесненностью и перед ограничениями и препятствиями, а также потребность в эмансипации нашли свое выражение а песнях протеста. Ритмично подчеркнутые музыкальные стили, которые, однако, могут быть очень свободными с точки зрения такта (как, например, современная  электронная шумовая музыка), удовлетворяет потребность в эмансипации…
     Против страха перед широтой, простором и потерянностью, который может появляться особенно у сельского населения и у солдат, борется народная и маршевая музыка, благодаря твердой  опоре доминирующего такта. На высоком уровне математически чистая, в стиле Concerti grossi Корелли, предлагает удовлетворение суверенной стабильности." (2)
     Люшер имеет ввиду состояния людей, связанные с неудовлетворением тех или иных базовых потребностей, которые коррелируют с музыкой определенного темпа, ритма, настроения. Однако, Люшер  рассматривает главном образом организмический уровень, а вот духовная составляющая музыки, глубинная музыкальная интонация, остается за рамками анализа. Соответственно неправильно связывать воедино компенсаторное воздействие на состояние клиента той или иной музыки  и состояние катарсиса, которое по своей сути имеет отношение именно к личностно-нравственным аспектам.. 
  В публикации, посвященной использованию методов музыкотерапии в педагогическом процессе (6) и профессиональном обучении  И.А. Петровская  дает, на наш взгляд, более убедительное обоснование целесообразности и эффективности использования музыкотерапии в педагогическом процессе. Автор отмечает что, участники занятий музыкотерапии имеют возможность проявлять свои креативные качества, происходит развитие творческого воображения и фантазии, эстетических потребностей, расширение и эмоциональной сферы, развитие коммуникативных актов и в целом чувства коллективизма. Вербализация мыслей, чувств и переживаний, возникающих в процессе музыковосприятия, способствует расширению самопознания. Вербализованные впечатления, являются результатом проекции «интонируемого смысла» произведения на сферу отношений и духовный мир человека. Они представляют собой проекцию внутреннего мира человека на своеобразное зеркало музыкальной материи звука, в них раскрывается мировоззренческая направленность, его духовно-личностный опыт.
    Петровская обращает вниманик на то что для усиления терапевтического и, в первую очередь, психолого-педагогического эффекта от занятий музыкотерапии в рамках обучения будущих специалистов в области психологии, целесообразно использовать в своей работе методы, заимствованные из практики подготовки музыкальных педагогов:
- метод интонационно-исполнительного анализа, направленный на постижение интонационно-фабульной формы сочинения и создание на этой основе собственного понимания данной стороны музыкального произведения; 
- метод художественных ассоциаций, направленный на развитие и формирование эмоционально-познавательной сферы посредством нахождения эмоционально-образных и смысловых параллелей, связей между содержанием музыкального произведения и явлениями окружающей нас действительности, своеобразного выхода во внемузыкальные сферы; 
- метод художественного познания, призванный решать задачи, направленные на познание нравственно-эстетического мира личности, через размышление - диалог учащихся и педагога сквозь призму музыкального произведения, (студенты коррелируют свои уже сложившиеся жизненные установки, рефлексируют свою жизнь, деятельность и т.д. )
     Анализ музыкальных произведений (музыкальная герменевтика),  по мнению Петровской, раскрывает познавательно-воспитательную функцию музыкального искусства, осуществляет воздействие на сферу отношений, оказывает воспитательное воздействие на внутренний мир студента. В ходе музыкотерапии осуществляется проработка психической продукции, и возможно когнитивное переконструирование смысловых горизонтов. Соответственно есть все основания предполагать, что музыкотерапия способствует развитию всех сфер духовного мира человека в том числе, эмоционально-волевой, деятельностно-практической, формированию нравственно-эстетических качеств.  Автор делает вывод о том, что    социальная    практика подтвердила идею интегрирования всех воспитывающих сил. Важнейшее место в таком процессе стала занимать музыка. а  музыкотерапия способна оказывать непосредственное влияние на формирование профессионально-важных качеств, эстетического вкуса и в целом способствовать всестороннему развитию, самосовершенствованию и росту личности студента-психолога. 
     Однако, не смотря на безусловно убедительное обоснование эффективности использования музыкотерапии в профессиональном обучении, необходимо подчеркнуть, что м в данном случае автор упоминает лишь рецептивный подход в музыкотерапии. Между тем, как истинная креативность развивается в диалогической ситуации, через преодоление того или иного материала, через попытку создания новой формы. Разговор о музыке и попытка создания музыкального образа энергетически далекие друг от друга действия, и лишь последнее, на наш взгляд, является реальным побуждением к развитию личности.
      Поводя итог предлагаемому обзору, можно сделать вывод о том, что  особенности развития музыкотерапии во многом связано с  социально-культурными условиями  ее возникновения. По-видимому, наиболее перспективным направлением музыкотерапии являются ее импровизационные формы, то есть непосредственное вовлечение  клиента или группы в творческий музыкальный процесс. 
      Появившись как особый вид деятельности в США и Англии, музыкотерапия прошла путь от рецептивной до импровизационной и данная траектория была не случайной – она лишь отражала особенности развития общества по пути демократизации, гуманизации и доказала свою  дееспособность в помощи людям в самых разных областях. 
      В России музыкотерапия проходит свое становление как научное направление и практика, находящая применение в самых различных областях гуманитарной деятельности. Использование методов музыкотерапии в педагогике, психотерапии, социально-культурной деятельности  имеет обширные перспективы, и интеграция зарубежного опыта лишь дело времени. Импровизационная музыкотерапия подразумевает диалогичность общества в целом и верится, что российское общество медленно, но неуклонно движется к данному оптимальному состоянию.

Сусанина И.В.
                                                       
Библиография

Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1986.- 572 с.
Люшер М. Сигналы личности.- Воронеж: НПО "Модек",1993. -160 с.
Нойманн Э. Искусство и время // Психоанализ и искусство.- М., 1995. С.153-196.
Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы в восприятии музыки// Восприятие музыки.-М.,1980.
Назайкинский Е. Музыка и экология // Музыкальная академия.- 1995.- №1.С.10-18  
И.А. Петровская. К проблеме целесообразности применения музыкотерапии в рамках психолого-педагогического процесса подготовки студентов. Университетские чтения 2006. Симпозиум 2.Сек.№ 2-4. 
Фрейд З. Неудовлетворенность культурой- М.,1990.-124с.
Шивляков Е. Бытовая музыка и социальная психология :  лики общности // Музыкальная     академия. - 1995.-№ 3.С. 58-65.
Элькин.В.М. Целительная магия музыки. Гармония цвета и звука в терапии болезней.-СПб.: "Респекс", 2000.-224 с.
Эстетические проблемы музыкознания:Сб. тр. Вып. 97 / ГМПИ им. Гнесиных, М.,1988.
Юнг  К.Г. Психология и литература.// Психоанализ и искусство. - М., 1996. С. 30-55.
10. Darnley-Smith R. Music Therapy . - London, 2004.


Категория: Арттерапия | Просмотров: 4331 | Добавил: oldcrossroad | Теги: Музыкотерапия и социально-культурны, Сусанина И.В., арттерапия | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 2
0  
2 blinds65   (13.04.2010 00:05) [Материал]
:D

0  
1 oldcrossroad   (30.03.2010 16:30) [Материал]
Да, пожалуйста.

dth="90%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: