Меню сайта


Изображение


Изображение

Главная » 2010 » Март » 7 » В ЗАЩИТУ ИСКУССТВА. СЮРРЕАЛИЗМ ПРОТИВ ПРЕКРАСНОГО
В ЗАЩИТУ ИСКУССТВА. СЮРРЕАЛИЗМ ПРОТИВ ПРЕКРАСНОГО
16:06



На полотне — детально выписанный памятник: над постаментом возвышается фигура с нелепо увеличенной кистью правой руки. В воздухе висят человеческие головы и внутренности. В центре картины странная голова: вместо ушной раковины — морская, там, где должен быть рот, сидит кузнечик. Затем еще ряд внутренностей. В правом нижнем углу примостились два человека. У одного из них по ноге течет кровь. Эта типичная сюрреалистическая картина написана художником Сальвадором Дали и называется «Мрачная игра».

На выставке перед произведением С. Дали долго стоял зритель, внимательно вглядывался в него, пытаясь понять смысл. Наконец в полном отчаянии он громко сказал: «Я не понимаю, что это значит!» Возглас зрителя услышал находившийся на выставке С. Дали. «Как вы можете понять, что это значит, если я сам не понимаю», — заявил художник, выразив таким образом основной принцип сюрреалистического искусства: писать картины не думая, не размышляя, отказавшись от разума и логики. В типичной для сюрреализма картине «Мрачная игра» изображенные предметы и их детали не образуют единого целого. Смысл в такого рода картинах фактически отсутствует.

Сюрреализм как направление в искусстве возник в 1924 году во Франции. Это было трудное время. Первая империалистическая война вызвала тяжелый экономический и духовный кризис не только в побежденной Германии, но и в победившей Франции, не разрешив противоречий, раздиравших капиталистическое общество. Война внесла расслоение в ряды художественной интеллигенции. Часть деятелей искусства уже нафронте определила дальнейший жизненный и творческий путь, прочно связав судьбу с народом, отдавая способности и силы активной борьбе с угнетателями. Другая часть интеллигенции продолжала стоять на буржуазных идейных позициях. Она старалась затушевать противоречия буржуазного общества и наводняла рынок малохудожественной, но броской, преимущественно развлекательной продукцией (комиксы, детективы, коммерческие кинофильмы). Некоторые, главным образом молодые художники и писатели, оказались в полной растерянности. Они не принимали политики буржуазии, так безжалостно и хладнокровно толкнувшей их на смерть во имя чуждых интересов монополий. Они возненавидели войну и существующий строй. Но, далекие от передовых идей времени, не сумели до конца разобраться в происходящем, не увидели перспектив социального развития, не нашли взаимопонимания с народом.

«Мы яростно противопоставляли себя обществу. Публика была для нас врагом»,— вспоминал позднее участник «бунта молодежи» писатель Луи Арагон. В результате эта группа молодой художественной интеллигенции оказалась в изоляции, в стороне от острых вопросов действительности. Отказавшись от вмешательства средствами искусства в жизнь, они направили свое бунтарство против самого искусства, против веками сложившихся принципов художественного творчества. Отдушину для бунтарских настроений они нашли в сюрреализме, новом направлении, созданном по инициативе французского писателя Андре Бретона. В опубликованном в 1924 году Бретоном «Манифесте сюрреализма» выражалось недовольство существующей действительностью: жизнь, реальный мир приносят людям только беды и неприятности. Манифест призывал молодых деятелей искусства вступить в борьбу с этим злым миром и предлагал программу действий, которую многообещающе называл «сюрреалистической революцией».







Революция, по Бретону, в провоположность марксистко- ленинскому пониманию, должна была совершиться не в реальной жизни общества, а исключительно в сознании людей. Для осуществления «сюрреалистической революции» достаточно, утверждалось в манифесте, отказаться от разума и логики, от привычного восприятия вещей, от разграничения прекрасного и уродливого, от возвышенных идеалов. Нужно отказаться от всех традиций, человеческих взаимоотношений, от семьи и родины. Иначе говоря, предлагаемая сюрреалистами «революция» должна заключаться в освобождении человека от обязанностей семейных, гражданских, классовых, от чувства прекрасного, социальной ответственности.

В «Манифесте сюрреализма» заявлялось, что «свободе личности» в буржуазном мире мешают не социальные условия, не эксплуатация человека человеком, а

разум, веками накопленная культура, якобы сковывающая людей, подавляющая их инстинкты. Отсюда и задача «сюрреалистической революции»: отмести разум и логику, дать свободный выход низменным побуждениям. Смысл этих предложений очевиден: все буржуазные общественные порядки сохраняются, а человеку предоставляется видимость духовной свободы. Целью творчества сюрреалистов объявлялось создание художественными средствами мира, не отражающего действительности, названного ими «миром новой реальности». Новый сюрреалистический художественный мир должен был, по замыслу деятелей искусства этого направления, служить людям убежищем от тягот и незгод окружающей действительности, то есть отвлекать от социальной борьбы за справедливость, за лучшие жизненные условия, за действительную свободу.

Сам А. Бретон не имел понятия о средствах и приемах, необходимых для воплощения художественных замыслов. Врач по образованию, он был хорошо знаком с модной тогда теорией австрийского психиатра 3. Фрейда, объявившего причиной невзгод человека не тяжелые условия его жизни, а некие качества, заложенные в нем изначально. В каждом человеке, утверждал психиатр, скрыты стремление к жестокости, жажда войн. Они не могут проявляться в цивилизованном обществе, будучи вытеснены из сознания человека в его подсознание разумом. Возникают «комплексы» неосознанных страхов, рождается конфликт между «темными силами» и разумом. Он приводит к психозам. Излечить психозы, по мнению Фрейда, можно высвобождением инстинктов, переведением их в другую область человеческой деятельности. Пригодной для этого областью 3. Фрейд называет искусство.

Теория австрийского психиатра получила распространение в странах капитала под названием «фрейдизм»: она освобождала господствующие классы от ответственности за страдания людей, объявляя насилие и войны неотъемлемо присущими обществу. Теоретические положения фрейдизма сюрреалисты перенесли в искусство. Материалом для творчества художников нового направления послужили инстинкты. Зафиксированные в их произведениях разрушение, распад, кровь, сцены насилия и убийств должны были, по замыслам сюрреалистов, способствовать «очищению личности». Насыщенные сценами насилия, произведения сюрреализма вызывают чувство отвращения у нормальных зрителей, а у людей, страдающих патологической склонностью к жестокости, будят кровожадные стремления. Типичным примером такого рода произведений служит картина американца русского происхождения П. Челищева «Голова зимы», изображающая голову ребенка с ободранной кожей.

Художники-сюрреалисты в отличие от абстракционистов не отказываются от изображения реально существующих предметов, но представляют их в хаосе, нарочито лишенными логических взаимосвязей. Отсутствие смысла, отказ от разумного отражения действительности — основной принцип искусства сюрреализма.

Об оторванности от реальной жизни говорит и само название направления: «сюр» по-французски «над»; художники не претендовали на отражение действительности, а мысленно помещали свои творения «над» реализмом. Сюрреалисты выдавали за произведения искусства бредовые фантазии, любая поделка могла быть объявлена «художественным произведением». Так, в число сюрреалистических картин вошли алогичные, не поддающиеся объяснению полотна испанца X. Миро «Персонаж, бросающий камень в птицу», И. Танги «Меблированное время», а также предметы, обработанные сюрреалистами до неузнаваемости, например «Меховой завтрак» М. Оппенгейма.

Среди молодых людей, привлеченных к сюрреализму псевдореволюционными высказываниями и манифестами А. Бретона, оказались и художники, обладавшие значительными способностями, но лишенные передовых идей, далекие от жизненных проблем, от интересов народа. В сюрреализме их привлекла возможность «творить бездумно», следуя бесплодной игре фантазии. Одним из таких художников был М. Эрнст. Почти любая его картина заинтересовывает пластикой, колоритом. Но ненадолго: заведомая нарочитость форм, отсутствие идей и смысла лишает его произведения общественной значимости. Такова картина М. Эрнста «Европа после дождя». Причудливые образы и формы не могут восполнить отсутствующего содержания.

Алогичность произведений художников-сюрреалистов особенно остро ощущается в портретной живописи: частичное сходство с изображаемым человеком, точность воспроизведения отдельных второстепенных деталей (бороды, костюма, иногда очков) не дают возможности для создания цельного художественного образа, для его психологического раскрытия. Примечателен в этом отношении, например, портрет «Леонардо да Винчи», написанный М. Эрнстом.

Выставки произведений сюрреалистов сопровождались, как правило, скандалами: зрители возмущались, глядя на нелепые, непонятные картины, считали что их обманывают, мистифицируют. Сюрреалисты обвиняли зрителей, заявляли, что те отстали, не доросли до творчества «передовых» художников. Буржуазные теоретики искусства сперва относились к сюрреалистам с недоверием, опасаясь нападок на существующий строй. Но уже к началу 1930-х годов положение изменилось. Действительно, передовые деятели культуры отвернулись от сюрреализма, сознавая, что это направление носит псевдореволюционный характер, разрушает искусство, и художественные традиции, оторванные от жизни болезненные фантазии не расширяют, а сужают творческие возможности, образуя разрыв между искусством и жизнью, между художником и зрителем. Поняв, что бунтарство сюрреалистов разрушает только искусство и ничем не грозит устоям капиталистического общества, буржуазные идеологи стали поддерживать их.

Музеи охотно приобретали их произведения вместо реалистических картин, отражающих противоречия буржуазного общества.


Годы второй мировой войны большинство сюрреалистов провело в эмиграции в США. После окончания войны они вернулись в Европу и были радушно встречены буржуазной прессой. Сюрреализм, начавший с анархического бунтарства, с разрушения традиций под революционную фразеологию, легко вошел в русло буржуазного реакционного искусства, стал одним из господствующих его направлений. К середине 1960-х годов он сменился новыми, еще более броскими направлениями модернизма. Интерес к сюрреализму окончательно угас. Но причудливые, большей частью уродливые, бессмысленные произведения сюрреалистов до сих пор заполняют многие залы музеев на Западе, не привлекая особого внимания зрителей.

И. КУЛИКОВА, доктор философских наук "ЮХ" 1983г.

...
Просмотров: 1849 | Добавил: oldcrossroad | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
dth="90%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Код *: