Отметил свой двадцатилетний юбилей первый в нашем городе художественный салон – "На старом перекрестке" (он расположен на пересечении улиц Свободы и Ленина). Помимо продажи различных художественных работ, в 90-е этот небольшой уютный магазинчик в самом центре города был еще и главным центром рязанского джаза, пока не появились джаз-кафе "Фонтан" и другие подобные заведения. 11 октября "На старом перекрестке" царило столпотворение: поздравить "хозяйку" салона Ирину Сусанину, которая все эти 20 лет разве что не живет в своем салоне, собрались ее многочисленные друзья, среди которых оказалось немало ведущих городских художников, музыкантов, журналистов. Вот что рассказывает Ирина Сусанина о том, как у нее родилась идея устроить первый в Рязани художественный салон и чем он живет сейчас: - Я семь лет проработала экономистом на Приборном заводе в отделе научной организации труда, где у нас было бюро эстетики. Там я познакомилась со многими художниками, которые в свободное от основной работы время создавали прекрасные вещи, но никто не видел их работ…. Там были живопись, декоративно-прикладное искусство, многие другие жанры… Mы не раз обсуждали с ними идею организации художественного салона в Рязани, но практически это было возможно в то время лишь по инициативе государственных организаций, а им, по-видимому, это было не нужно. Когда вдруг началась перестройка – появилась хотя бы гипотетическая возможность. Поскольку средств не было, я обратилась в коммерческую организацию, которую нашла совершенно случайно – просто шла по улице и подумала: "Ага, вот к ним я сейчас и обращусь в этой идеей!" Я туда действительно обратилась, и нашла отклик. Мне сказали "да" и в течении трёх месяцев я организовала этот салон.
В 90-е наш салон был ещё и практически единственной площадкой для проведения неформальных музыкальных вечеринок. Зародившись в нашем салоне, впоследствии клубная культура перекочевала в рестораны, имеющие площадки для камерных выступлений музыкантов. С появлением других концертных площадок, та публика, что посещала наши вечера, стала привыкать к более комфортным условиям – у нас ведь, извините, даже нет санузла, и нормальную ситуацию для отдыха организовать сложно. Безусловно, есть публика, которая испытывает чувство ностальгии и готова терпеть неудобства, но боюсь, их хватит только на один раз… Да, у нас есть аура, которой нет во многих других заведениях, но нельзя войти в одну реку дважды. А клуб хотелось бы, конечно, организовать, но, увы, для этого нужно иметь первоначальный капитал, а он отсутствует, так как деятельность наша – низкорентабельная…
За двадцать лет работы здесь присутствовали работы многих, в том числе самых известных художников Рязани, которые и сейчас продолжают с нами сотрудничать. Но, я думаю, наш салон славится в первую очередь даже не живописью, а керамикой: в Рязани не так много керамистов и работы практически всех можно увидеть у нас в салоне, и еще - авторские работы скопинских мастеров. Это работы, каждая из которых сделана с душой: тут и керамика профессиональных художников, у которых "строгановка" за плечами, и художников самодеятельных – скажем, Виктор Кудрявцев, не имея специального образования, всю жизнь занимается только керамикой и делает великолепнейшие вещи. Цены при этом у нас очень доступные – дешевле, чем на китайскую керамику.
Вообще у нас представлены всевозможные техники. Это и керамика, и плетение из лозы, и бисерные работы, и ювелирные вещи, и мелкая кожаная пластика, и объемная резьба по дереву, батик, а с недавних пор еще и авторские куклы, причём куклы самые разные – из фарфора, дерева, папье-маше. Еще сувениры имеются на рязанскую тематику, и всё, что имеет отношение к народным промыслам, – рязанские вышивки, михайловское кружево. В жанре народной вышивки непревзойдённый мастер – Марина Ибрагимова.
Не секрет, что нам тяжело выживать. Я много бывала за границей – там тоже подобные учреждения живут достаточно сложно. Увы, художественное творчество недостаточно востребовано. Оно чуть более востребовано в мегаполисах, а в провинциальном городе приходится именно выживать. И, если бы мы в первую очередь не ставили перед собой задачу создания культурной среды, то наш салон давно бы закрылся. Потому что аренда иной раз съедает до 90% дохода, хоть наш салон и находится в здании памятника культурного наследия – аренду мы платим государству. Автор: Анатолий Обыденкин
|